Костюм и украшения древне-русской женщины. ч. 3

Автор: Л. Н. Кудь.

Дата: 2016-03-05

Продолжение.
Читать начало
Костюм и украшения древне-русской женщины.
Сборник Археологического Музея Высших Женских Курсов в Киеве.
Выпуск II-й. Под редакцией прив.доц. Е.В. Данилевича. Киев 1914 г.

—38 —

При богомольных выходах царицы несли в руках жезл, как знак их царственного достоинства1).

На ногах в царском быту носили чулки2), которые шились из тафты, камки, атласа, дорог и даже из сукна. Чулки прилегали к ноге вплотную, и, чтобы они лучше лежали, они выкраивались с острыми клиньями, или стрелками. Холодные чулки подкладывались тафтою, иногда даже украшались кружевом, а теплые подбивались мехом, лисьим, собольим или каким-либо другим; царицы носили также полотняные онучки3). Башмаки были бархатные, атласные и сафьяновые4). По швам башмаки украшались золотным с шелком пояском или кружевом. Каблуки башмаков обвивались золотными нитями, а переды вышивались золотом, низались жемчугом с дорогими камнями. У сафьяновых башмаков переды бывали бархатные. На повседневных башмаках каблуки подбивались железными скобами, а на выходных серебряными. Стельки в башмаках были белые холстяные и обшивались цветною тафтою, подошвы были обыкновенные. Башмаки были цветные, но в царском быту употреблялись обыкновенно башмаки цвета червчатого. Принадлежностью башмаков являлись ичедыги, представляющие сафьянные чулки без поднаряда и без подошвы5). Ичедыги обволакивались камкою или атласом, а с исподу подкладывались цветною тафтою, в комнатах ичедыги носились и без башмаков,— этот убор был заимствован у татар. Женские чеботы6), или башмаки с голенищами, шились из сафьяна, бархата и атласа и вышивались золотом, унизывались жемчугом и дрогоценными камнями.

1) Забелин. Быт русских цариц, стр. 532; Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII в. Рис. дрезд. альб. воспр. с подлинника. С.-Пет. 1903, лист 41, рис. 79, № 1.

2) Забелин, Быть русских цариц, стр. 533.

3) Забелин. Быт русских цариц, стр. 534.

4) Олеарий. Описание путеш. в Московию, стр. 176; Забелин, Быт русских цариц. стр. 534.

5) Забелин, Быт русских цариц, стр. 534.

6) Забелин, Быть русских цариц. стр. 534.

— 39 —

Верхи чеботов обшивались цветным атласом или бархатом, золотным кружевом, а переды украшались изображениями или узорами из жемчуга. На повседневных чеботах ставились скобы железные, а у выходных—серебряные. Чеботы, в зависимости от подошвы, бывали или прямые или кривые, а, в зависимости от длины, полные или полуполные. Нарядные чеботы строчились золотом, а простые—шелком. Сапоги в царском быту не употреблялись и были носимы только придворными женщинами. Сапоги шились из кожи—юфты или персидского сафьяна1), а в простонародном быту—из простой кожи, без ткани2); они делались короткими и спереди заостренными. Женщины и, главным образом, девушки носили сапоги с очень высокими каблуками, иногда вышиною в четверть локтя; каблуки сзади, по всему нижнему краю, подбивались тонкими гвоздиками. В таких сапогах быстро ходить было трудно, потому что концы пальцев едва доходили до земли8).

Как в царском, так и в простонародном быту взрослые девицы оставляли волосы открытыми4), или распущенными по плечам и завитыми в кудри, или сплетенными в кудри, или сплетенными в одну или две косы, ниспадающие сзади на спине. Иногда на висках оставляли пряди волос, а на затылке волосы заплетались в косы. Косу заплетали очень слабо, чтобы она казалась широкой; пряди волос переплетались золотыми или жемчужными нитями.

1) Олеарий, Описание нутешествия в Московию. стр. 176; Забелин, Домашний быт русских цариц, стр. 535.

2) Рецензия А. И. Соболевского на труд Л. Нидерле Министерства Нар. Просв., 1914 г., август, стр. 360.

3) Олеарий, Описание путешествия в Моск., стр. 176; Забелин, Быт русских цариц, стр. 535.

4) Олеарий, Описание путешествия в Московию, стр. 174. 213; Забелин, Быт русских цариц, стр. 478.

— 40 —

Внизу косы девицы вплетали ленты, цветные или золотые кисти (таб. IX, рис. 2), называемые косником, или накосником1). Косник составляла шелковая, золотая или жемчужная кисть с золотой же или жемчужной ворворкой. Ворворкой называлась верхняя связка кисти, состоящая из плетенья или вязанья и соединявшая в один узел все нити. Иногда ворворка делалась из золотой или серебряной дощечки, цки. К этой цке, различной по форме, прикреплялась кисть; иногда внизу ворворки прикреплялись еще две и составляли вместе одну ворворку, к двум нижним приделывались кисти. Для вплетания косника в косу служили снурок и пожилины, находившиеся вверху основной ворворки. Обыкновенно косник имел форму треугольника, шириною вершка в два, был сделан из картузной бумаги, обтянутой шелковою тканью, которая узорочно низалась жемчугом. Для поддержания в порядке волос, распущенных по плечам, служила перевязка, состоявшая из шелковой или золотной ленты2). Перевязка украшалась жемчугом и дорогими камнями, а по краям получала разнообразную форму, зависящую от личного выбора. В простонародном быту перевязка называлась начелкою, или начельником, а также повязкою. Иногда перевязка делалась из широкой каймы и полагалась не вплотную, а на ребро, стоймя. Та часть повязки, которая приходилась над челом, делалась в таком случае высокою, а концы повязки суживались и связывались назади широкими лентами, ниспадавшими на спину. Подобная повязка называлась челом кичным3), так как устраивалась впереди на подобие кики.

1) Adam Olearius, Viel vennehrte Moscovitische und Persianische Reisebeschreibumr, рис. на стр. 92; Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII в. Рис. дрезд. альб. воспроизв. с подлинника. С.П.Б. 1903 г., л. 24, рис. 59, № 3 во втором ряду; Забелин, Быт рус. цариц, стр. 478.

2) Забелин, Быт русских цариц. стр. 478; Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII в. Рис. дрезд. альб., воспроизвед. с подл., л. 24, рис. 59, № 3 в первом ряду.

3) Забелин, Быт русских цариц, 480.

— 41 —

Повязка из сплошной жемчужной ленты называлась венком. Венок, сделанный из металлической цки и прорезанный насквозь узором с городками и зубцами, назывался венцом1). Венец с городы, с острыми углами или лучами, украшал исключительно девичьи головы; такой венец, существовавший издревле, носился только на открытых распущенных волосах2). С XVI—XVII столетия венец становится необходимым убором малолетних царевен и царских невест, нареченных царевнами3) Полный убор венца составляли рясны, поднизь и косник. На висках, по сторонам кики, свисали длинные пряди крупного жемчуга, спускавшиеся значительно ниже груди (таб. IX, рис. 1); эти пряди жемчуга и назывались рясными4). Поднизь представляла перевязку или сетку с жемчужными и золотыми висюльками по нижнему краю и полагалась на переднюю или начельную часть венца. Венец, в котором зубцы расположены в два ряда, один над другим, назывался теремчатым венцом и украшался изумрудами, яхонтами, жемчужинами и другими дорогими камнями5). Третью форму венца представляла коруна 6), главной особенностью которой являлась тулья, прибавлявшаяся к венцу и состоявшая из отдельных огибей, соединявшихся в верху, на самой маковке убора, на которой прикреплялись или дорогой крупный камень, или высокая золотая запона. Коруна носилась с ряснами, а внцы, кроме того, и с поднизью.

1) Забелин, Быт русских цариц, 480.

2) Н. Кондаков. Русские клады, стр. 149.

3) Котошихин, О России, стр. 6, гл. I: "...а новую царевну прикажет нарядити во все царственное ж одеяние, опричь короны, а положат на нее венец девичий..." Олеариии, Описание пут. в Московию, стр. 213.

4) Adam Olearius, Opus cit., рисунок на стр. 92; Адам Олеари, Описание пут. в Московию, стр. 213; Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII b., л. 40, puc. 78, № 4. Позднейшие рясны см. в L'Art rustique en Russie. Numero special du «Studio». Paris, 1912, рис. 5 и др.

5) Забелин, Быт русских цариц, стр. 481.

6) Забелин, Быт русских цариц, 482; Альбом Мейерберга, Виды и бытовые картины России XVII в., л. 42. рис. 81; лист 40. рис.78, № 1.

— 42 —

Замужние женщины носили, вместо косника, задок, бархатный или меховой, закрывавший затылок так, что не было видно волос; в простонародном быту задок назывался подзатыльнем1). Замужние женщины покрывали голову убрусом2), представляющим тонкое полотняное или тафтяное полотенце, полку. Убрус украшался шитьем или вышиваньем из шелка с золотом, серебром и жемчугом и повивался на голове таким образом, что концы убруса красиво ниспадали на спину и плечи и составляли видную часть убора, а потому украшались не только жемчугом и камнями, но и дробницами, или золотыми бляшками. Убрусы прикреплялись в складках серебряными или золотыми булавками, украшенными жемчугом или камнями. В простонародном быту убрусы назывались спусками. Подставною частью убруса является подубрусник3), в виде повойника, или легкой шапочки, из тафты или подобной легкой ткани. При подубруснике употреблялся подзатыльник, небольшой плат, закрывавший волосы на затылке.

К числу женских головных уборов, прятавших волосы, принадлежит чепчик, или волосник4). Чепчик представлял сетку, связанную из золотых или серебряных нитей, а иногда из тех и других вместе. Чепчик по околу обшивался цветною атласною или тафтяною ошивкою; ошивка вышивалась золотом и жемчугом в виде запан и усаживалась дорогими камнями и металлическими дробницами, или запонами.

1)Забелин, Быт русских цариц, стр. 482.

2) Котошихин, О России в цар. Ал. Мих., стр. 127, гл. XIII: " к царице и царевнам дары убрусы тафтяные, шиты золотом и серебром с жемчугом". Забелин, Быт русских цариц, стр. 484; Альбом Мейерберга, Виды и бытовые картины России XVII в. Рис. воспр. с подл., л. 40, рис. 78, №1, 8; л. 41. рис. 79, № 1, 3, 4, 5; л. 42, рис. 81.

3) Забелин, Быт русских цариц, стр. 484.

4) Забелин, Быть русских цариц, стр. 485; Альбом Мейерберга, Виды и бытовые картины России XVII в., л. 41, рис. 79. № 1, 3, 4, 5.

— 43 —

Передняя часть ошибки называлась очельем, потому что украшалась особенно богато, а иногда устраивалась с каймою боле или менее широкою, называемой подзором. Чепец, или волосник, иногда назывался ошибкою, так как она являлась в этом уборе самой видной и роскошной частью; если же ошивка была простая, то убор назывался волосником. Ошивка украшалась особыми сборками, собиравшимися перекрестно на темени сетки и окаймлявшими ошивку по околу головы. Сборки, называемые паворозами, служили задержкою и стягивали весь волосник по голове. В простонародном быту волосник назывался зборником1). В начале XVII столетия ошивка получает особое название шамшуры.

Девица, по выходе замуж, заменяла свой девичий венец кикою1), которая была убором только замужних женщин. Кика представляла тулью из подзора, или пояса, облегавшого голову кругом, и из круга помещавшегося на темени (таб. IX, рис. 1)2). Кика постепенно расширялась и к верху, где вшивался круг, имела несколько развалов. Тулья сшивалась из простой ткани на александрийской бумаге, проклеивалась клеем и затем покрывалась яркого или червчатого цвета атласом, а иногда тонким листом золота или серебра. Вся тулья украшалась золотыми или серебряными запонами и репьями с драгоценными камнями: алмазами, яхонтами, изумрудами, лалами и бирюзами. Между запон располагались в золотых или серебряных гнздах такие же дорогие камни, представляя какой-либо роскошный узор. Передняя часть кичного подзора убиралась более богато и затейливо; украшением ее служили также серебряные или золотые булавки в виде перышек или подобных им фигурок. Булавки — переперки при движении головы качались и блистали, придавая этим убору еще боле красоты и богатства.

]) Забелин, Быть русских цариц, стр. 485.

2) Забелин, Быт русских цариц, стр. 488.

3) Adam Olearius, Opus cit., рисунок на стр. 92.

— 44 —

Передняя часть кичного подзора устраивалась иногда отдельно и называлась челом кичным, а в XVII столетии переденкою1). Внизу подзора, или тульи, приделывалась поднизь в виде золотой сетки, унизанной жемчугом и украшенной местами дорогими камнями2). В нижней части поднизи ставились в привесках на спнях особенно крупные жемчужины, круглые или уродоватые; нижняя часть подзора украшалась также жемчужными звездочками, репьями и другими фигурками, качающимися и блистающими при движении головы. К кике на висках, посредством лапок с кольцами, привешивались рясны3), длинные нити жемчуга, перемежающегося дорогими камнями, золотыми фигурками, пронизками. Рясны назывались двойными, тройными в зависимости от числа нитей, составляющих пряди. Кика имела задок4) из черного бархата или соболя; задок прикреплялся к задней части кики и делился на три закругленные доли, лепести. Бархатные и собольи задки подкладывались тафтою. Задок имел своим назначением прятать волосы.

Летом во время торжественных выходов царицы и боярыни надевали белые поярковые шляпы5) с круглою тульею и с полями. Чтобы сохранить шляпы от дождя и придать им глянцевый вид, шляпы покрывались белилами и рыбьим клеем. Поля, или полки, шляп, как и тулья, подкладывались с исподней стороны золотным или гладким атласом червчатого цвета, а по краям пришивались торчки из тафты червчатой, зеленой и других цветов.

1) Забелин, Быт русских цариц, стр. 489.

2) Образцы поздней поднизи ср. в l'Art rustique en Russie, рис. 2, 3, 5, 7 и др.

3) Олеарий, Описание пут. в Московию, стр. 213; Adam Olearius, Opus cit., рисунок на стр. 92. Рясны новейшого времени ср. в l'Art rustique en Russie, рис. 5 и др.

4) Забелин. Быт руссквх цариц, стр. 490.

5) Олеарий. Описание пут. в Московию, стр. 141.

— 45 —

Шляпы украшались шнурами или лентами, вышитыми золотом и жемчугом и усаженными дорогими камнями; шнуры и ленты обвивали венец тульи и ниспадали на спину1); на концах этих украшений висели кисти.

Зимним головным убором служили шапки, треухи и каптуры2). Шапки были широкие и просторные, состоявшие из тульи и опушки, мехового окола. Верх шапки имел круглую, конусообразную или цилиндрическую форму, шился из золотой парчи, атласа, дамаета и подклеивался на александрийскую бумагу, заячину или легкую ткань. Верх шапки вышивался золотом, низался жемчугом, украшался драгоценными камнями, переперками и запонами. Окол женских шапок назывался пухом и кроился неровно: начиная с боков, окол опускался ниже на затылок, чтобы скрыть волосы от посторонних взоров, а впереди над лбом оставлялся небольшой мысок. Опушка окола кроилась из черненого бобрового меха3); окол отделялся от тульи, которая была вышиною не менее четверти аршина, каймою из золотого плетенька, или пояска, и из узенькой меховой ленточки, которою поясок отделялся от украшений тульи; это разделение придавало шапке особенную красоту. Вместо каймы, иногда пришивалось плетенное золотное кружево, а на тулье вышивались жемчугом изображения различных птиц и зверьков. Тулья холодных шапок с исподу подбивалась червчатым атласом, а теплых—легким мехом, обыкновенно бельим. Шапки, носимые девицами, мало отличались от мужских4); окол девичьих шапок был ровный, огибал голову венком (таб. IX, рис. 2)5) и делался большею частью из собольего меха. На шапках, менее нарядных, ставился окол из бобрового пуха.

1) Забелин, Быт русских цариц, стр. 492.

2) Новгородская лет. 2 и 3-ья. стр. 477: "треухи, а не шапки". Олеарий, Описание пут. в Московию, стр. 176; Альбом Мейерберга, Виды и бытовые картины России XVII в., л. 24, рис. 59, № 1 во второхм ряду; л. 24, рис. 60, №3 в первом ряду.

3) Забелин, Быт русских цариц, стр. 494.

4) Забелин, Быт русских цариц, стр. 496.

5) Олеарий, Описание путешествия .в Моск., стр 170; Adam Olearius, Opus cit., рисунок на стр. 92.

— 46 —

Окол девичьих шапок не имел прорех и не опускался сзади на волосы. Взрослые девицы носили также большие лисьи черные шапки1). Высокие прямые шапки, у которых вся тулья была меховая, в вышину около полуаршина, назывались горлатными3); такие шапки в верху бывали шире, чем в венце и назывались еще иначе боярскими, потому что их надевали бояре во время посольских приемов. Шапки цилиндрической формы известны были под названием столбунцев3). Тулья их была прямая соболья или из шелковых и золотных тканей: атласа, объяри, бархата. Тулья украшались жемчужным низаньем, запонами, дрогоценными камнями и опушалась маховою лентой. Холодные столбунцы подбивались тафтою и атласом, а теплые легким мехом. Каптуры были носимы преимущественно женщинами. Каптур4) весь был меховой, шился из собольего меха, тулья его была невысокая, цилидрическая, с тремя лепестями, ниспадавшими на затылок и по сторонам до плеч. Каптур опушался возле чела черненым бобровым мехом, который назывался пухом передним или очельным; поверх очельного пуха ставилась бобровая накладка. С внутренней стороны каптур подбивался мехом, обыкновенно собольими пупками. Испод каптура назывался оголовьем, края которого опушались оголовочным пухом. Каптуры в простонародном быту шились из мерлушки, на очельный пух употреблялся черненый козел, а на оголовочный—барсук. Верх богатого каптура покрывался арабскими миткалями. Треухами5) назывались зимние шапки, имеющие сходство с каптурами. Тулья треуха покрывалась шелковой или золотной тканью; он опушался соболем, испод подбивался собольими пупками.

1) Олеарий, Описание путешествия в Моск., стр. 176; Adam Olearius, Opus cit., рисунок на стр. 92.

2) Забелин, Быт русских цариц,.стр. 496.

3) Забелин, Быт русских цариц, стр. 497.

4) Забелин, Быт русских цариц, стр. 498.

5) Новгородская лет. 2 и 3, стр. 477, под 1679 годах :"а женам шубы и телогрее, треухи, а не шапки". Забелин, Быт русских цариц, стр. 499.

— 47 —

Треух имел три лепести, которыми защищал от холода уши и затылок. Поверх опушки треух украшался жемчужным низаньем, кружевом или камнями. Треухи стали входить в моду только в конце XVII столетия.

Женщины допетровской эпохи покрывали свое лицо тонким прозрачным покрывалом, унизанным жемчугом, и завязывали его у подбородка. Это покрывало, различных цветов, но большею частию белого, называлось фатой.1) Для прикрепления убрусов и фаты, служили дорогие булавки, золотые или серебряные с камнями и называемые занозками. В царском быту XVI— XVII веков одежду невесты3) составляли летник и шубка, которые спереди, сверху вниз и вокруг рукавов, как и ворот, густо были обсажены крупным жемчугом; поверх шубки надевалось жемчужное ожерелье, или воротник, голова невесты украшалась девичьим венцом с городы3). Свадебные чины, свахи, сидячия боярыни4) наряжались в летники, шубки, а на плечи накладывали бобровые ожерелья; летом они покрывали голову убрусом, а зимою—каптуром.

1) Олеарий, Описание пут. в Московию, стр. 141; Забелин, Быт русских цариц, стр. 509; Альбом Мейерберга, Виды и бытовые картины России XVII в., л. 24, рис. 59, №2 в первом ряду.

2) Олеарий, Описание пут. в Московию, стр. 213; Забелин, Быт русских цариц, стр. 524.

3) Котошихин, О России в цар. Ал. Мих., стр. 6, гл. I: "...а новую царевну прикажет нарядити во все царственное жъ одеяние, опричь короны, а положат на нее венец девичий..." Забелин, Быт русских цариц, стр. 524.

4) Забелин, Быт русских цариц. стр. 524.

— 48—

Как в славянском и великокняжеском периоде женщины в обилии покрывали металлическими украшениями голову, шею и руки, так и в допетровской Руси видное место в женском костюме занимают золотые и серебряные украшения, драгоценные камни и жемчуг, часто привозимые из других стран1). Украшением уха служили серьги, носимые с древнейших времен. Серьга состояла из кольца2), к которому был приделан спень с насаженным на него и просверленным дорогим камнем; спень возле камня заканчивался двумя жемчужинами; вместо жемчужин, иногда ставили бусы дутые—бубенчики и бусы литые—каточки. Иногда на одном кольце было два спня с камнями и более. Серьги с одним спнем назывались одинцами; с двумя спнями—двойчатками и т. д. Другой тип серьги—лапки3), кольца которых имели в нижней части вид лапки, в которую вставлялись дорогой камень или жемчужина. Серьги—колты4) известны еще из великокняжеского быта. Серьги—запоны5) состояли из проволочного кольца, к которому прикреплялась запона в виде репья, в средине которой находился дорогой камень, а вокруг него несколько камней меньших размеров; к запонам прикреплялись три привески из золотых или жемчужных бус. Серьги бывали очень длинные: к запонам, колтам и камням прикреплялись привески в виде различных фигурок из золота, жемчуга или дрогоценных камней.

На шее носили мониста 6), золотые и серебряные, состоящие из различных привесок на шнурке7), между которыми помещались иконы и кресты, разделяемые золотыми бусами, так называемыми пронизками. Мониста состояли также из снизок жемчужных бус и кораллов; монистом назывались также металлическая цепочка с крестом,—таких снизок носили сразу по нескольку.

1) Котошихин, О России, стр. 121, гл. XII: "...и царице, и царевнам венцы и зарукавники, и серьги, и перстни с розными жъ каменья немалое число..."

2) Забелин, Быт русских цариц, стр. 504.

3) Забелин, Быт русских цариц, стр. 504.

4) Забелин, Быт русских цариц, стр. 504.

5)Забелин, Быт русских цариц, стр. 504.

6) Новгородская 2 и 3-ья лет., стр. 477, под 1508 г.: "...ищущих злата и серебра еще же и живых, огоревших грабящих мониста и круту (окруту) емлющих..."

7) Забелин, Быт русских цариц, стр. 504.

— 49 —

Шея украшалась особым убором, носившим название ожерелья1). Оно представляло стоячий, а иногда и отложной, воротник, шириною пальца в три, из атласной ткани, низанной жемчугом. Для того, чтобы придать воротнику форму стоячего, атласную ткань наклеивали на александрийскую бумагу и подбивали тафтой. Ожерелье прикреплялось к платью помощью особой вздержки. Ожерелье застегивалось богатыми пуговицами.

Пальцы рук украшались перстнями — жуковинами2), т. е. кольцами с дорогим камнем в гнезде, охватывавшем камень подобно лапкам жука; вокруг одного камня на некоторых кольцах расположены такие же дрогоценные камни меньшего размера. Руки украшались обручами, запястьями и зарукавниками3). Обручи, носимые с древнейших времен, состояли из металлической проволоки, толстой и гладкой, или свитой в виде жгута. В XVII столетии обручи постепенно заменяются зарукавьями и запястьями. Запястьем называлась конечная часть рукава, богато украшенная золотым шитьем, дрогоценными камнями и жемчугом. Запястья всегда носились только поверх рукава одежды. Зарукавья отличались от запястий тем, что носились на руке за рукавом. Браслет-зарукавье представлял металлическую цепочку, сделанную из звеньев, соединенных петельками. Зарукавья, как и запястья, украшались жемчугом и камнями.

1) Олеарий, Описание пут. в Моск., стр. 244, 213; Забелин, Быт русских цариц, стр. 503.

2) Котошихин, О России. стр. 10, гл. I: "также и царицу дарят бархатахми жъ, и атласами, и камками, и объяри, и соболем, перстнями золотыми с каменьем..." .

3) Котошихин, О России, стр. 121, гл. XII; Забелин, Быт русских цариц, стр. 507 и сл.

Читать окончание Костюм и украшения древне-русской женщины.

Просмотров: 568

Прическа

Одежда

Аксессуары

Ювелирные украшения

Стиль жизни

Костюм и украшения древне-русской женщины. ч. 4

Костюм и украшения древне-русской женщины. ч. 3

Костюм и украшения древне-русской женщины. ч.2

Костюм и украшения древне-русской женщины. ч. 1

Дары волхвов. О. Генри